Семейная психология Елизаветы Колобовой
Люди, с которыми хочется жить!
Семейная психология Елизаветы Колобовой
Люди, с которыми хочется жить!

Зарисовка № 40

Верный путь для одного будет ошибочен для другого, если съехать в чужую колею. У кого-то есть прямая лестница в небо, а кому-то нужно прыгнуть в яму, чтобы посмотреть наверх.
Шесть утра. Мой будильник нежно приговаривает: «Доброе утро, солнышко… Пора вставать!» Я специально скачала этот рингтон из интернета, чтобы было легче просыпаться в такую рань. Но, как это обычно и бывает, через месяц эта фраза вызывала желание бросить телефон о стену. Я поднимаюсь, иду на кухню, чтобы приготовить завтрак старшему сыну перед колледжем. Привычные движения, доведенные до автоматизма: включить чайник, поставить сковородку на плиту, немного оливкового масла, разбить два яйца, положить хлеб в тостер, насыпать заварки во френч-пресс. Все эти действия занимают от силы пять минут. Я знаю, что сейчас залью кипяток, выложу яичницу на тарелку, разбужу сына, поцелую его в нос и пойду спать дальше.

Я не делаю подвига. Так поступают миллионы женщин, провожая своих мужей и детей по работам и учебам. Обычные, ничем не примечательные действия, мало кем оцененные, не приносящие медальки на грудь, признания и восхваления. Их никто не видит, ими нельзя похвастаться, вокруг них не нужно возводить ритуалы, бить в бубен и петь песнопения. Приближают ли меня эти действия к Богу?

Пока жду чайника, в памяти всплывает случай из далекого прошлого. Я и мужчина. Мы сидим друг напротив друга на полипропиленовых ковриках. Он – в образе «Великий Гуру». Величественно глядя мне в глаза и зажигая ароматические палочки, он что-то вещает о глубокой медитации. Нет, я с большим уважением отношусь к этой технике, но в данном случае меня пригласили «куда-нибудь сходить» на свидание, забыв предупредить, что это «куда-нибудь» будет в такой форме. Я от неожиданности растерялась и строю из себя «хорошую девочку». Пытаюсь в своем коротеньком платьице сесть поудобнее, чтобы было прилично и не затекли ноги, а внутри одна мысль – блин, театр абсурда какой-то…

- Ну что ты так напряжена? Отпусти контроль! Твой ум контролирует тебя! Выйди за пределы твоего эго! Это все твои границы! – он продолжает говорить еще что-то подобное, чем вводит меня в еще большее напряжение и заставляет чувствовать себя закомплексованным ничтожеством, неспособным к просветлению. Мне неуютно, плохо, дурно. Но я сижу с закрытыми глазами и делаю вид, что медитирую. Он этого не замечает, полностью погруженный в свое величие.

Мы выходим на улицу и я закуриваю. Да, да, я знаю, что «хорошие девочки» не курят, тем более, когда хотят понравиться таким «мужчинам-буддам». Я знаю, что при некурящем человеке хорошо бы отойти в сторонку, чтоб ему не пришлось нюхать дым. И я знаю, что это - чистой воды провокация. Но мне интересно посмотреть, как сейчас начнут работать его ум, контроль и границы. Выйдет ли он за пределы своего эго? Тут же, как и ожидалось, мужчина напрягся. Я вижу, как теперь неуютно ему. И, как и я полчаса назад, он растерян, но все еще в «образе». Я слушаю лекцию про чистоту тела и ума. Про то, что я не могу расслабиться, потому что подвержена вредным привычкам, которые загрязняют меня. И в его голосе звучит явная оценка, что я поступаю «плохо».

- Ты хочешь сказать, что твоя медитация приближает тебя к Богу и нас друг к другу больше, чем мое курение?

- Конечно! – с жаром отвечает он.

Человек ищет счастья. Того состояния, когда ты на сто процентов включен в поток жизни. Наслаждение, экстаз, слияние с Богом. Мы мечемся в коридорах знаний в надежде, что где-то есть заветная дверь, войдя в которую можно это познать. И если кто-то эту дверь находит, то тут же ищет спутников, расставляет указатели, делая из своего заповедника туристическую зону, куда тут же ломятся толпы страждущих. Так и создаются религии. Православные, буддисты, вегетарианцы, мясоеды, йоги, футбольные болельщики, приверженцы натуральной косметики, бодибилдинга, курильщики, игроки в гольф, любители виски, кошатники, слингоносители… И так - до бесконечности. И у всех есть свои неписаные правила, атрибуты, ритуалы, иерархия. Можете ли вы с уверенностью сказать, что одни лучше других и кто-то из них ближе к Богу?

Верный путь для одного будет ошибочен для другого, если съехать в чужую колею. У кого-то есть прямая лестница в небо, а кому-то нужно прыгнуть в яму, чтобы посмотреть наверх. Нет одинаковых путей, но есть важность каждого человеческого пути. И есть важность каждого человеческого действия, так как все они – огромная система, постоянно стремящаяся к стабильности. Сделав свой ход в жизни, мы приводим ее в движение и порождаем последствия, которые нужны нам и другим людям для достижения нового уровня стабильности. И следующий ход, и опять движение к новой стабильности. Так и рождается узор жизни. Но человек в своей гордыне пытается просчитать все последствия, подвергнуть жесткой оценке действия, пытаясь со своим ограниченным умом играть роль Бога. Разве это не смешно? Придавая важность тому, что делаем сами, но обесценивая то, что делают другие, мы перестаем видеть и слышать друг друга. Но в этом ли смысл наших поисков счастья?

Мы склонны создавать религии, разделять мир на «хорошо» и «плохо» с указанием «правильных» действий, ведущих к «хорошо». Как следствие, рождается страх оступиться, сделать шаг в сторону «плохо». А там, где поселяется страх, расцветают вина и гордыня, и начинается война. Человек перестает видеть человека.

Вы когда-нибудь наблюдали, как вы ставите себе оценки в течение дня? Если встали рано и сделали много полезных дел, к концу дня вы чувствуете себя хорошо. Вы ставите себе жирное «пять», поглаживая свою важность и приговаривая: «Я - молодец». Если же вы провалялись весь день за ноутбуком, даже не почистив зубы, и не сделали хотя бы одного «полезного» дела из вашего списка, то к концу дня вы чувствуете себя ничтожеством. Но почему мы так уверены, что этот список «полезных» и «правильных» дел так важен? Да потому что каждому поступку в своей жизни, который мы хотим себе позволить, обязательно нужно найти объяснение, смысл. Мы разделяем наши действия на «полезное» и «бесполезное». Общество приучило нас так жить. Рационально, осторожно, все продумывая, фаршируя свое величие начинкой из «правильных», «хороших» действий.

А наблюдали ли вы, чем целый день заняты дети? Они с одинаковым удовольствием собирают крошки с ковра, помогают маме мыть полы, валяются на полу, глядя в потолок, и рисуют на стенах. Помните, какие они при этом счастливые? В их глазах живет Бог. Они еще не в курсе, что собирая крошки на ковре, они развивают мелкую моторику, которая в будущем поможет им при обучении. Они не знают, что рисование на обоях раскрывает их творческий потенциал. Все это придумали взрослые для объяснения причин позволить своим детям делать это.

Все люди равны перед Богом. Да, да, я знаю, что говорю банальности. Мои клиентки научили меня терпимости. Топ-менеджеры, рублевские жены, домохозяйки, сыроедки, йогини, проститутки, шиваистки, бывшие наркоманки, танцовщицы, ортодоксальные еврейки, православные матушки. У меня столько историй в голове, что если бы не профессиональная этика, я бы смогла написать бестселлер. Я вхожу в дом и вижу прежде всего Человека, а не эти ментальные конструкции, которые мы понастроили вокруг своей жизни и между собой. Женщина с ребенком на руках - немного растерянная, без косметики и почти без одежды - прекрасна. Когда мать с любовью смотрит на свое дитя, она – вне религий.

На мой взгляд, объединяет людей и приближает их к Богу бережное отношение и чуткость друг к другу, где важен сам человек. А действия? Они вторичны. Они - лишь инструменты для создания или разрушения этого единства.

Я заливаю кипяток в чайник, бужу ребенка, целую его в нос. Пока сижу и пишу наброски для этой зарисовки, слышу как он завтракает и собирается.

- Мааам, я пошел. Люблю тебя.

Я улыбаюсь, поднимаюсь и провожаю его до двери. Может, мои действия не такие уж бессмысленные? Может, на этих мелочах и держится жизнь? По привычке я ставлю себе жирное «пять» в счет сегодняшнего дня и с этой мыслью иду спать дальше.

14.03.2014 год.