– Включайся, а то проиграешшшшь… – тихо шепчет он мне на ухо, указывая кивком на монитор ноутбука, где «бурлит жизнь», – ты же видишь, какие они яркие… Маркетинг, продажи… Они уже обошли тебя на повороте, их любят, а о тебе уже все забыли…
Я чувствую его легкое и где-то даже нежное прикосновение к шее. Он будто на моей стороне. Хочет защитить, помочь в бою, придумать новые ходы и гениальные идеи. Милое, вечное существо, властелин иллюзий, продавец топлива для беличьего колеса. Он кажется таким всепоглощающим и огромным, свисая темной тенью из-за моего плеча. Все внутри сжимается, готовое поверить в эту реальность и сделать рывок: бежать, бежать, бежать. Я поворачиваю голову:
– Ну, когда ты уже оставишь меня в покое? Ты же знаешь, что я не участвую в этом театре абсурда, – радостно приветствую я его, как старого знакомого. Настолько старого, что он стал неотъемлемой частью моей жизни и ему прощается все, даже такое внезапное и эффектное появление с фейерверком пугающих мыслей, - Угомонись, отдохни. Я сделала прекрасный смузи из ягод. Хочешь? Потом пойдешь пугать тех, кто еще в твоей власти. Их много. На твой век хватит.
Мой гость сжимается в точку и становится маленькой птичкой, смешно чирикающей на плече всякую чушь. Его имя - Страх-Не-Выжить. Его мать – Смерть. Но она - дама серьезная и выходит из своего царства как спасение к тем, кто избран. А он, как балованное дитя, возомнившее себя круче Бога, играет с людьми в догонялки. Его правила: «Ресурс ограничен! Будь безупречен, чтобы тебе хватило! Делай, не останавливаясь! Остановка – смерть!» Привычный механизм мотивации к действию. Он - отец амбиций, источник величия, змей, протягивающий тебе ядовитой плод зависти, ускоряющий пинок под зад, топливо, на котором живет эго. Он живет во мне столько, сколько я себя помню, и когда-то казался настолько реальным, что его голос в голове звучал как собственные мысли, вызывая то панические атаки неудачницы, то радостное «меня прёт». Я долго верила ему, пока один раз не посмотрела в глаза, увидев в них великую и идеально скроенную ложь.
Он построил самую зрелищную карусель в парке аттракционов под названием «Жизнь», где американские горки, комнаты страха и кривые зеркала настолько искусно вплетены в ареал обитания человеческой личности, что не хочется с них слезать. Так там все сладко, бурно, зрелищно и всегда так много народу, что создается впечатление тут все, а значит, это - единственно правильное место. Ведь «миллионы мух не могут ошибаться». На горках можно забраться на самую вершину, радостно озирая окрестности и думая о своем «продвинутости». И в этом величии, если повезет, можно успеть пописать на всех сверху, пока вагончик не двинется вниз и ощущение свободного падения не накроет тебя с головой. Можно, прогуливаясь по комнате смеха, обсуждать уродцев в зеркалах и радоваться, что ты-то «совсем не такой», поглаживая свою важность и критикуя: «Как так можно?!» А еще можно погрузиться в холодные пещеры комнаты ужасов, получая ощущение страдания и в полной мере наслаждаясь: «О, сколько я могу вынести!» В общем, я аплодирую стоя этому властелину иллюзий, как создателю идеальной ловушки для человеческих душ.
Его главная приманка – радость жизни и иллюзия собственной «уникальности». Его пусковой механизм – отрицание того, что есть. Его проявления – миллионы личностей, неосознанно сравнивающих себя с другими. Иногда даже не с кем-то реальным, а с собственной эфемерной планкой безупречности. Сев на этот аттракцион, ты автоматически включаешься в гонку, как только Страх, глядя из-за плеча на перспективы, тихонько сказал «Бууу». Он не дает остановиться. Остановка вызывает скуку и ощущение «упущенной жизни». И ты бежишь, бежишь, бежишь… Бежишь по кругу, где видишь или задницу кого-то, кто обогнал тебя на повороте, расстраиваясь и плюя ему в спину, или, кокетливо покачивая бедрами, показываешь всем свою. Многие это называют «вовлеченностью в жизнь». А иногда даже и самой Жизнью.
Я не считаю его врагом, поэтому и приветствую как старого, доброго знакомого. Он не зря вшит в биологическую матрицу вместе с конкуренцией за кормовую базу, с той лишь оговоркой, что булимия эго раздула этот Страх до вселенских размеров. Но, сколько великих достижений люди сделали благодаря этому продавцу иллюзий. Сколько позолоты на медалях сверкает и озаряет мир, указывая нам на «образцы». Целые индустрии работают, давая каждому возможность объединяться в группы и бежать уже вместе против кого-то. А, главное, сколько переживаний, эмоций, впечатлений мы получаем на этом аттракционе. Скучать не придется.
Есть только одно «но». Ты бежишь по ограниченному страхом кругу, где четко расставлены указатели, заданы правила и у тебя нет времени, да и потребности тоже, спросить себя: «А зачем я туда бегу?» Потому что ответ тебе уже продиктован Страхом, который, улюлюкая, веселясь и наслаждаясь зрелищем, наступает на пятки и кричит: «Включайся, а то проиграешь!» И ты бежишь, не спрашивая себя «зачем бегу?», но убедительно объясняя себе «почему бегу». Бежишь, пока не упадешь. Остановиться можно только в одном случае – у тебя больше нет сил бежать.
И тогда тебя выбрасывает на обочину. Круг начинает сжиматься, Страх догонять, а весь мир обгонять. Человек уходит или в аут с ощущением крушения жизни, или в болезнь. Второе, как социально «более уважаемое», случается чаще. Но Страх не отпускает свою паству просто так. Он встает за спиной, готовя тебя к новому забегу, давая ориентиры «ради чего жить», выставляя на витрину, как лучший продавец, хорошо знающий своего клиента, все самые вожделенные переживания и игрушки, убеждая, как сейчас все неправильно и плохо. Человек слушается, старается быстро «прийти в норму» и пуститься в очередной круг. А как иначе? Иначе все рухнет.
Раньше я думала, что обочина – это проклятие. Сейчас знаю – благословение. Эй, вы, люди на обочине! Те, кому сейчас плохо, кому кажется, что все рушится, как карточный домик, что жизнь остановилась. Вы, полные отчаяния, выбитые из колеи, потерявшие ориентиры с ощущением бессмысленности жизни, тщетно цепляющиеся за края ускользающего мира! Вы даже не представляете, как вам повезло! У вас в руках лотерейный билет на котором написано «Я Есть!». Вы выиграли возможность сойти с этого аттракциона. Но, к сожалению, только возможность. А выходить придется вам. Не бойтесь посмотреть в глаза Страху и протянуть, пусть даже неуверенной и дрожащей рукой, этот маленький клочок бумаги с такой простой надписью. И Страх отпустит вас. Он-то хорошо знает, что выход так же свободен, как и вход. Только вы почему-то об этом забыли. А что там, за аттракционом? Вам опять страшно? Нужны гарантии? Выходите и узнайте сами. Иначе никак.
30.04.14г.