Я сижу в аэропорту Толмачево, города Новосибирск, держу в руках большую чашку каппучино, купленную в кафе под простым и емким названием «Чашка кофе» и думаю о том, как важны мне островки стабильности. Вот казалось бы, чашка кофе в аэропорту. Что в ней такого? Но для меня это не простая чашка, а целый ритуал прощания с Новосибирском. Я езжу сюда с тренингами уже шесть лет, каждые полгода. Находясь далеко от Москвы, выскакивая из повседневного оборота, я словно смотрю на свою жизнь со стороны. Тут я мало делаю, но много думаю. Я словно выскакиваю на край стакана, оставляя все местячковые бури, сажусь свесив ножки и внимательно разглядываю: «А как я живу? Все ли мне нравится? Что хочу изменить?» Многие решения, после которых менялась моя жизнь, принимались именно тут.
Аэропорт Толмачево - это как портал для перехода в жизнь, где я воплощаю мысли и идеи. Я приезжаю сюда за полтора-два часа. Знаю, что сейчас пройду регистрацию, контроль и выйду в зал ожидания. Знакомые магазины фигурного шоколада, «Экспедиция», лавочка с цацечками из каменьев. Мало что меняется за эти годы. Но самое главное, я точно знаю, что в правом углу зала я найду кафе «Чашка кофе» с маленькими столиками, фирменными плюшевыми игрушками и сувенирными шоколадными медальками. Я возьму чашку капучино, точно зная объем и вкус, детям куплю по медальке и сяду куда-нибудь в уголок. Я буду наблюдать за окружающими, мысленно подводить итоги и ждать посадки. И это и есть один из моих островков стабильности.
В одной из религий есть легенда, что Бог, когда у него родилась новая гармония, решил воплотить ее и бросил свою тень, создав границу между материальным миром и миром нематериальным. Из непроявленного мира первой выскочила Сила Гетеро. Сила, которая меняет все и вся. Она не приемлет повторений и постоянства. Каждый ее шаг создает что-то новое и уникальное. Она толкает нас менять и меняться, совершенствовать и совершенствоваться, размножать и размножаться. Гетеро создает хаос.
Следом вышла Сила Гомо. Сила порядка. Она ахнула от того, что натворила Гетеро и быстренько начала все приводить в стабильность, создавая правила и законы по которым будет жить мир и происходить изменения. Благодаря Гомо от осинки не родятся апельсинки, люди стремятся узнать формулу счастья по которой нужно жить и создают ритуалы, повторяющиеся раз за разом.
Ребенок – это гетеро. Его мир постоянно меняется, растет, развивается. Взрослый создает ему мир определенности, показывая, как пользоваться Силой Гомо. Вырастая мы учимся творить сами, сочетая две Сила – Гомо и Гетеро. Создаем из постоянно меняющего мира нечто прочное и стабильное. Чем старше мы становимся, тем больше Сила стабильности и порядка овладевает нами. Мы уже с трудом приемлем чужое мнение, стремимся передать опыт, который нам кажется единственно правильным. Смерть наступает тогда, когда Гомо целиком и полностью завладевает человеком и его сердце отказывается двигаться, клетки размножаться, а ум рождать идеи.
В моей жизни очень много Гетеро. Я снимаю жилье, мой доход не стабилен и зависит только от меня, мои клиенты меняются и каждый из них уникален. Наверное поэтому, я стремлюсь создавать островки стабильности, где все должно повторяться вновь и вновь. И предвкушение, что вот сейчас все будет как было и я точно знаю как, сродни предвкушению отдыха и маленького праздника. И если что-то в этой картинке меняется, я чувствую себя разочарованной, как обманутый ребенок.
Сидя сейчас за чашкой кофе я вспоминаю свои меточки. Возвращаясь домой на машине после рабочего дня, я знаю, что сейчас заеду на заправку БиПи. Там будет кофе и слойка с лимоном или пирожок с мясом. Меня спросят, сколько мне класть сахара. Я переспрошу на какой объем. Мне покажут чашку и я отвечу: «Две ложки». Потом я оплачу бензин, отгоню машину и сяду на высокий стул за круглый столик, поставив ноги на «юбочку» из нержавейки. Я буду рассматривать людей, наблюдать как продавщицы предлагают: «У нас еще акция. Два напитка по цене одного…», и радоваться, что от меня никто ничего сейчас не хочет. Я могу просто посидеть и побыть никем.
А если я возвращаюсь домой на электричке, а живу я за городом, еще в метро, толкаясь у эскалатора при выходе на вокзал, ко мне приходит мысль, от которой все внутри начинает мурчать. Я представляю, как сейчас я куплю билет, зайду на перрон, а там стоит тележка с горячей, сочной, желтой кукурузой. И я подойду к ней, встану в очередь из двух-трех человек и буду наблюдать, как продавщица ловко выуживает початок из встроенного в тележку блестящего бака, посыпает его солью, заворачивает в пакет и накинув сверху стопку бумажных салфеток протягивает покупателю. Я буду стоять, шутить с людьми из очереди так, словно мы сто лет знакомы. Получив в руки заветный, горячий пакет, я побегу на электричку, займу место, желательно у окошка, достану кукурузу и буду ее есть, глядя на проплывающий унылый подмосковный сюжет за окном. А внутри будет спокойная радость, что я еду домой, что мне очень вкусно есть эту кукурузу и я могу сейчас ничего не делать и ничего не решать.
Я много вспомнила таких островков стабильности. Это как временные передышки. Гомо в моем вечном Гетеро, без которых моя жизнь из игрового азарта превратилась бы в повинность. Наверное, живи я более стабильно и предсказуемо, я с таким же удовольствием создавала бы авантюры, ища приключений на свои вторые девяносто.
Объявили посадку на мой рейс. Я одним глотком допиваю остывший кофе, доедаю ложечкой сладкую пенку из чашки, беру сумку и отправляюсь на выход. Меня ждет небо. А вам, мой читатель, хочу напомнить, что радость и удовольствие есть в каждом моменте нашей жизни. И в Гомо и в Гетеро. Мы перестаем ценить привычное и стабильное, считая, это само собой разумеющимся и начинаем скучать. Мы чувствуем себя неуютно в переменах, осознавая свою беспомощность, когда теряем контроль. И в результате, мы не чувствуем жизни. Живем или в скуке или в страхе. И это превращается в привычку.
Но жизнь, это череда событий, в которых наша задача – держать динамическое равновесие. И, по возможности, испытывать радость и удовольствие от этого.
08.03.2012 год