Семейная психология Елизаветы Колобовой
Люди, с которыми хочется жить!
Семейная психология Елизаветы Колобовой
Люди, с которыми хочется жить!

Я виноват и должен быть наказан!

Подсознательное ожидание наказания выливается в твёрдые убеждения "за счастье надо платить", "все хорошо не бывает", "все хорошее когда-то заканчивается", или, как говорит моя мама "к нашему берегу, то говно, то опилки"
У депрессивно-маниакальной компоненты, которая досталась мне от мамы (у которой это основной тип личности), глубинное Убеждение - я виноват и должен быть наказан. Конечно же, чувство вины и собственной ничтожности, как правило, не осознается обладателем такого "подарка", а вытесняется из сознания и переводится сразу в действие "что надо делать, чтобы быть хорошим, все были счастливы и не наступил конец света (мой мир не рухнул и меня никто не наказал)?" Они великие миротворцы. Очень тщательно мониторят мельчайшие проявления недовольства близких (чтоб не прилетело мне внезапно), заранее устраняют любой дискомфорт у окружения (еще до того, как их об этом попросили или не просили вообще) и предотвращают любые конфликты, (чаще всего за счёт ограничения себя и раскорячивания в букву "ЗЮ").

Они очень удобны в повседневной жизни. Да, да, ненавижу это слово по отношению к человеку, но именно удобны и легко манипулируемы. Если что-то идёт не так, кто-то выразил недовольство или просто нахмурился, этот человек все берёт на себя - я виноват, что он несчастлив, надо что-то делать, иначе прилетит. Ну а уж если кто-то из близких напрямую обвинил, то это падает на очень благодатную почву и человек соглашается (хоть может и защищаться), становится послушным и опять начинает вести себя "правильно".

Есть и другая сторона этой личности в низших проявлениях - размытые границы с окружением. Желание всех сделать счастливыми идёт от непонимания где чья ответственность (если что, я во всем виноват) и дать право быть кому-то несчастным не в их силах. Соответственно они бывают добрыми до тошноты. Всех загнать в счастье, причинить добро любыми средствами, даже если у человека другие планы на эту жизнь - ты будешь счастливым! Они бывают одержимы идеей служения - все для людей, все для мира, а я потом, когда все будут счастливы. Ну и как вы понимаете, представление о счастье у них свое - идеальная картинка с фотографии, где даже собака улыбается.

Подсознательное ожидание наказания выливается в твёрдые убеждения "за счастье надо платить", "все хорошо не бывает", "все хорошее когда-то заканчивается", или, как говорит моя мама "к нашему берегу, то говно, то опилки". Как мы все знаем, глубинные установки которые мы несём как красный флаг, как веру, как "так оно и есть на самом деле", требуют постоянного подтверждения, поэтому реальность должно постоянно потрясывать небольшими проблемами, бОльшая часть которых создаётся из ничего, чтобы отдавать свою часть жертвы (наказания) за то хорошее что имеем. Ну а если все складывается легко и слишком хорошо, да ещё и длительное время, начинает нарастать тревога - щас долбанет, так долбанет. Эта тревога даёт телу сигнал нарастающей опасности, начинается адреналиновый приход, прилив сил, высокий тонус и ... маниакальный период под названием "меня прет!"

Так как реальной опасности нет, а все это происходит лишь в чертогах разума, тревога диктует фигачить по всем фронтам - откуда прилетит, неизвестно. В этот момент делается много, очень много дел, львиная часть из которых абсолютно бессмысленна, так как не направлена на свои потребности, а являются лишь бегством от ожидания наказания.

Жить на адреналиновом приходе можно долго, но в какой-то момент силы кончаются и начинается депрессивная стадия. Ты, конечно, ещё пытаешься ползти, ещё видишь цель, но тело ложится и психика нажимает стоп-кран. На контроль над реальностью просто не хватает внимания, все начинает рассыпаться как карточный домик, и ... долбает! Пишу с восклицательным знаком, чтобы показать радость сия события. "Все хорошее заканчивается" - установка подтверждена, реальность восстановлена, наказание получено, тревога отступает и наступает внутренняя тишина. Аллилуйя!

Нет, конечно же человеку не до радости. После такого длительного периода стресса наступает пострессовое восстановление, упадок сил, уныние, может даже и депрессия, но внутри тихо, долгожданный и заслуженный отдых, когда ты можешь ни за что не отвечать, ничего не контролировать, а просто быть. Чаще всего, в этот момент человек заболевает.

Все попытки выбраться из этого замкнутого круга - тренинги на улучшение качества жизни "как стать миллионером", выстраивание намерения "моя счастливая жизнь", посещение семинаров и курсов "стань той, кто вдохновляет мужчину на подвиги", тайм-менеджмент "планируй время на отдых", дают очень краткосрочный результат с мощным откатом назад - чем выше качество жизни, тем больше должна быть "жертва". Но они же упёртые, они идут на десятые, пятнадцатые, сто пятьдесят первые курсы в свой маниакальный период, читают книги, ищут специалистов - от тревоги надо бежать, надо искать, надо что-то делать! И это, собственно та самая морковка под названием "развитие", которую так страшно отпустить и выйти из замкнутого круга взлетов и падений. Они вечные ученики, любопытны, все время открыты новому. Им интересно все! Именно эта компонента толкает на поиски и освоение новых технологий, гаджетов, способов сделать свою реальность охрененно крутой! Им нужны быстрые результаты.

На терапию они доходят редко. В маниакальной стадии их прет и им помощь не нужна, а в депрессивной "все тлен!" и нужен родной и близкий, который возьмет на ручки, а не мозгоправ. А если и доходят, то подавляющее большинство быстро сбегают. Им нужно от психолога "Скажите, сколько вешать в граммах" "Что делать и куда бежать", а он им о чувствах, об ответственности, о потребностях, и вообще задаёт какие-то бессмысленные вопросы, которые ставят в тупик и не приводят к конкретным действиям. А так как любимая защита - идеализация и обесценивание, то завышенные ожидания от терапии (идеализированные), не совпавшие с реальностью, вмиг обесценивают саму терапию: "Ничего не получается, все это херня собачья!"

Хотя, именно им, как никому другому, показана длительная терапия. Соединиться со своими негативными чувствами (очень сложный момент, так как всегда надо стремиться к идеалу, спокойному и позитивному ), осознать тревогу, разделить границы ответственности за реальность, дать право себе, другим и миру быть разными, а не только счастливыми, увидеть своё чувство вины и дистанцироваться от него и, конечно же, услышать свои (свои!) потребности и понять как их воплощать в жизнь. Долгая и нудная работа, когда все об одном, по сто пятьдесят четвёртому кругу, и хочется обесценить, по привычке, что ничего не получается. А на самом деле, маятник, который качался то вверх, то вниз начинает осознаваться, амплитуда затухает, каждый новый цикл отслеживается все лучше и лучше и, в конце концов (как сказала одна моя клиентка) маниакальная часть становится действием, которая видит цель, а депрессивная наполняет эту цель смыслом и разумом. Они соединяются и человек приобретает свою целостность.

Собственно, я хотела написать пост, как у меня залило офис, я отменила все консультации и денёк выдался, каких мало в последнее время. Моя депрессивно-маниакальная компонента, зверёк, который давно просил его покормить, возрадовалась - Ура! Слишком хорошо ты жила и вот долбануло, жертва принесена и теперь можно по-настоящему расслабиться. Экзистенциальная вина, мать ее, не истребима. Радует, что уже хотя бы осознанна.


12.04.2018 год.