Проверьте, на каком этапе находится ваша семья, какие задачи пройдены, а какие еще не решены. При переходе с этапа на этап семья переживает нормативный кризис.
Нажмите на номер и вы увидете описание и задачи этапа.
Этап, когда взрослый ребенок покидает семью и учится жить самостоятельно. Отделяясь от родителей, молодой человек сталкивается с задачами, которые ему не приходилось решать под крышей родного дома. Если раньше смысл супружества состоял в совместном выживании и рождении детей, то в современном мире люди ищут в отношениях близость, поддержку, заботу, эмоциональное участие. Приобретая необходимые навыки для решения задач данного этапа, и осваивая личное жизненное пространство, человеку легче адаптироваться в отношениях с партнером. При создании семьи у таких людей нет мотивации сбежать от родителей, доказать, что уже взрослый или найти человека, который избавит от бытовых и материальных проблем. Поэтому молодые люди, прошедшие стадию монады ищут спутника(цу) с которыми можно выстроить семью, как пространство для жизни и развития. Задачи:
выйти из родительской семьи без бегства и конфликта (пройти сепарацию);
определить правила и ритм общения с родителями и расширенной семьей;
наладить быт, выработать свои алгоритмы жизнеобеспечения;
научиться зарабатывать деньги на необходимое;
определить свои ценности, желания, цели;
найти людей своего круга, определить комфортные границы общения;
определить критерии выбора близкого партнера ( как правило, путем экспериментов и перебора).
Готовность к браку
Человек определился с планами на жизнь, выстроил идентичность, границы с окружающим миром. У него появилась потребность в создании близких, интимных отношений. Другими словами, он готов взять ответственность за семью, создавать отношения в диаде. Задачи:
определиться с партнером для создания длительных отношений;
принять решение быть парой, заботиться друг о друге, совмещать страсть и близость в одном человеке;
обсудить с партнером совместные планы, ожидания, возможности, ресурсы;
быть готовым объединиться в две расширенные семьи, при этом создавать и оберегать границы своего супружества от некорректных вмешательств родственников и друзей.
Начало совместной жизни с партнером
На смену "Я и Ты" приходит осознание "Мы". Молодые люди адаптируют индивидуальные ценности, цели, коммуникационные и бытовые навыки друг под друга. Задачи:
создать ядерную семью, освоиться в супружеских ролях;
создать интимность, близость, доверие;
вписаться и расставить границы с расширенными семьями, своей и партнера;
выработать общие правила совместного проживания, коммуникаций, решения конфликтов;
разделить зоны ответственности - кто в какой области принимает решение;
договориться о распределении бюджета и бытовых обязанностей;
перейти от идеализированного взгляда на партнера в реалистичный;
определиться с качеством и частотой социальных контактов.
Ожидание ребенка
Важный этап в жизни семьи - подготовка к триаде. Рождение ребенка серьезно изменит жизнь пары. Предсказать с чем встретятся супруги, доподлинно невозможно, но обсудить организационные, бытовые и материальные вопросы необходимо. Задачи:
психологически подготовиться к роли родителей, проанализировать модели поведения и воспитания, которые были в родительских семьях, согласовать что подходит, а что хотелось бы поменять;
договориться о распределении бюджета с учетом возможной потери одного источника дохода;
подготовить физическое пространство к появлению ребенка;
перераспределить бытовые обязанности с учетом, что внимание и силы будут уходить на уход за ребенком, найти помощников;
договориться о социальных контактах, с учетом что будет ребенок, которого не везде можно взять с собой;
обсудить место родов, найти врача, акушерку, помощников, договориться будут ли они совместными (с партнером);
Определиться с бюджетом на роды.
Первый год жизни с ребенком
Перестройка происходит не только в паре, но и на уровне расширенной семьи. Супруги дистанцируются друг от друга, чтобы дать пространство для еще одного члена семьи. Этот этап - серьезная проверка семьи на прочность и гибкость. В структуре семьи, кроме супружеской, появляются родительская и прародительская подсистема, где требуются новые границы и коммуникации. Задачи пары:
адаптироваться к роли родителей, освоить необходимые знания и навыки заботы о ребенке;
женщине - создать симбиоз с ребенком, посвящая ему внимание, силы, время, адаптироваться к роли матери;
мужчине - создать холдинг для жены с ребенком, обеспечивая им безопасность, спокойствие, заботу, адаптироваться к роли отца;
скорректировать распределение бытовых обязанностей, чтобы они соответствовали реальному состоянию семьи;
выработать новые ритуалы в супружеской диаде для сохранения интимности пары;
пересмотреть и адаптироваться к новым ролям вне семьи (профессиональная сфера, друзья, увлечения)
расставить границы с прародительской подсистемой (бабушками и дедушками), выработать правила общения и оказания помощи.
Задачи ребенка:
адаптироваться к новым условиям жизни;
убедиться в безопасности мира, принять его как уютное и отзывчивое место;
сформировать безопасную привязанность со значимыми взрослыми;
найти границы своего тела, выработать позитивное отношение к нему, начать осваивать тело для передвижения и проявления самостоятельности.
Семья с ребенком от 1 года до 3 лет
На этом этапе ребенок становится более самостоятельный, и родители могут подменяться опекунами - бабушками, дедушками, старшими детьми, нянями. Родительские роли потихоньку отходят на второй план и возвращается супружеская диада, когда партнеры могут посвящать время друг другу без ребенка. Задачи пары:
создать новые стабилизаторы супружеской диады без участия ребенка;
выстроить иерархию в семье, распределить власть, ответственность за стратегические и тактические решения;
найти помощника, которому можно доверить ребенка;
распределить обязанности по воспитанию и развитию ребенка;
договориться о сроке декрета жены, помощи которая ей нужна для возвращения в социум;
перераспределить бюджет, с учетом новых расходов;
Задачи ребенка:
найти свое тело, освоить его, выработать позитивное отношение к телу;
освоить пищевую нишу взрослых;
социализировать естественные нужды;
освоить пассивный словарь и, частично, речь;
выработать модели поведения с людьми разного возраста и разного пола в близком кругу (кругу "своих");
отделить себя от мамы и естественно завершить грудное вскармливание.
Семья с ребенком от 3 до 10 лет
Это этап выхода ребенка и мамы в социальные институты. Ребенок осваивает общение вне близкого круга, заводит друзей, экспериментирует в коммуникациях, границах. Женщина возвращается на работу или осваивает новую профессию, что неизбежно приводит к новой трансформации семейной системы. Задачи пары:
женщине преодолеть кризис социальной реализации, страхи связанные с этим и возобновить профессиональную деятельность;
паре - преодолеть эмоциональное истощение, которое догоняет на этом этапе;
научиться договариваться о будущем ребенка ( в какой сад будет ходить, школе учиться, какие кружки посещать);
перераспределить обязанности, связанные с обслуживанием выхода ребенка в сад/школу/кружки, разобраться с логистикой;
поощрять достижения ребенка, создавать ему пространство для развития, выставлять границы и правила общения;
развивать индивидуальные роли, не связанные с семейной ответственностью;
возобновить свой круг общения и войти в круг общения со взрослыми из социальных групп ребенка;
Задачи ребенка:
отделить свое "Я" от матери, осознать себя как активную самостоятельную единицу;
встроиться в иерархию семьи, понять свое место в ней, правила, границы;
научиться переживать фрустрацию, связанную с ограничениями, при этом сохраняя веру в свои силы;
установить отношения с детьми разного возраста, научиться быть как ведущим, так и ведомым;
освоить игровую деятельность, научиться учиться;
встроиться в иерархию социальных институтов, понять свое место, границы, правила.
Семья с подростком
В иерархию семьи, на правах взрослого, заходит подросток, и система снова перестраивается. Перераспределяются обязанности, меняются границы, коммуникации. Создать пространство, куда подросток может зайти и чувствовать себя стабильно, но свободно - важная задача родителей. Задачи родителей:
пересмотреть систему детско-родительских отношений, чтобы помочь ребенку сбалансировать свободу и ответственность;
перестроить семейные границы, чтобы ребенок мог встроиться в иерархию как самостоятельный взрослый;
сфокусироваться на супружескую совместность, ставить цели на будущее без учета детей, планировать шаги по их достижению;
решать задач возрастного развития, преодолеть кризис середины жизни;
решать задачи личностного развития и самоактуализации, профессионального и карьерного роста.
Задачи ребенка:
пройти половое созревание, осознать и научиться управлять своим телом;
отделить себя от родительских представлений, найти ответы на вопрос "Кто я теперь?";
найти социальную группу общения сверстников вне родительского влияния и выстроить с ними отношения;
начать определяться с системой выборов (партнера, профессии, друзей, будущего и т. д.)
отбалансировать свободу и ответственность, потребности и возможности.
Выход взрослого ребенка в самостоятельную жизнь
Эта этап наступает, когда последний ребенок покидает семью. Раньше этот возраст называли "возраст доживания". Сейчас его называют "возраст счастья", когда у супругов появляется много свободы строить планы на будущее. Если задачи предыдущих этапов решались своевременно, при наступлении этого периода супруги достигли реализации, финансовой свободы, дети выросли и покинули дом. Задачи пары:
создать поддерживающие отношения со взрослыми детьми и домашнюю базу для них, где они могут укрыться от "житейских бурь";
выстроить систему взаимопомощи с детьми, границы общения;
научиться общаться с супругом "глаза в глаза", без третьих лиц;
создать новые стабилизаторы семьи, ритуалы, традиции;