Зарисовка № 18

Удивительное дело, думаю я, когда у нас что-то не получается, мы склонны начинать выбирать, кто дурак: я или учитель. Учителя объявить дураком не получается. Значит, остается обвинить себя.
- И сколько ты с ним уже катаешься? – спрашиваю я подругу, с удивлением обнаружив, что она опять заговорила о своем инструкторе по вождению автомобиля, которого взяла уже после автошколы.

- Три месяца.

- И как часто?

- Три раза в неделю.

- И когда намереваешься закончить?

-Ну, не знаю. Понимаешь, у меня тело соображает медленно, я никак не могу освоиться за рулем. Он даже иногда на меня кричит, что я никак не могу научиться элементарным вещам.

- Меняй инструктора. Если за 36 занятий он не смог придать тебе уверенности и практически нет результата, то это точно не твой инструктор. Водить машину много ума не надо. Но если у тебя не получается, значит есть страхи в обучении. И задача инструктора – снять страх перед дорогой, дав точки контроля, понятные тебе.

Подруга начинает его защищать, объясняя, что это она плохая ученица. Что он очень старается и вообще, «он из автошколы» и «с огромным стажем». Но потом начинают проскальзывать нотки недовольства. И раздражается он на нее, чем вводит в ступор и она начинает плохо соображать, и по телефону болтает, пока она рулит, а ей страшно, и на все ее вопросы отвечает: «Придет с опытом». «Но как я наработаю опыт, если я не понимаю?» - возмущенно кричит подруга.

Удивительное дело, думаю я, когда у нас что-то не получается, мы склонны начинать выбирать, кто дурак: я или учитель. Учителя объявить дураком не получается, так как образование, стаж и его навыки не дают нам права усомниться в его несостоятельности. Значит, остается обвинить себя и делать опять все те же самые действия, ожидая другого результата. Сомневаться в себе мы научены с детства, когда нам ставили задачи, которые мы не способны решать. И при этом же, мы были в этом виноваты. Уверенности в себе это не прибавляет, но отбрасывает нас назад в обучении. Мы впадаем в чувство вины за собственную тупость и подсаживаемся на учителя, который обещает нас научить. Замкнутый круг.

И это не только в вождении. Много что мы узнаем нового в жизни через Учителей. И если нам от этого ученичества становится только хуже, появляются сомнения в себе, самообвинения, мысль, что не получится никогда и легче отступить, то это просто НЕ ТВОЙ учитель. Почему так сложно отпустить то, что не приносит радости и результата, не обесценивая ни одну из сторон? Да, трудно может быть в обучении. Трудно от слово труд, а не от слова страдание. Труд бывает и в радость.

Учитель может быть чемпионом мира по тому, чему учит. У него может быть много отзывов от благодарный учеников, которые его боготворят. У него стена может быть завешена дипломами и сертификатами. Но! Это ничего не значит, если процесс обучения отбивает желание учиться. Для тебя конкретно, с твоим узором и особенностями, этот данный инструктор не подходит. Ну нет у него ключа для такого клиента, как ты. Поэтому, надо уходить, не ожидая окончания банкета и искать того, у кого этот ключ есть.

Когда я училась вождению, я перепробовала много инструкторов. Эта почасовая езда с привычными: «Педаль сцепления, первая, газ, педаль сцепления, вторая… Тормози! Тормози я сказал!», давала ощущение беспросветной скуки и полного непонимания своих действий. Меня дрессировали как собачку, вырабатывая рефлексы. Один мне заявил: «Ты не сможешь водить, у тебя нет к этому способностей.» Я уже отчаялась. Но однажды, мне позвонил мужчина. Сказал, что мой звонок у него в определителе как неотвеченный, и что я, наверное, искала инструктора по вождению. Он объяснил, что он учит только женщин, так как хорошо знает наши особенности. Он снимает страх перед дорогой. А главное – он сначала дает теорию вождения: зачем мы жмем педаль сцепления, зачем переключаем скорости, как работает педаль газа и многое что другое.

- Понимаете, когда вы поймете смысл своих действий, вы сможете руководить машиной, контролировать ее и поедете.

Брал он безумно дорого по тем временам. Один доллар за километр. У меня было двести долларов в заначке и я спросила его в лоб – смогу ли я поехать самостоятельно за 200 км обучения с ним. Он сказал, что я поеду. И я поехала. За два двухчасовых занятия он сделал все, что обещал. Я почувствовала кайф от вождения, ощущение руля и движения по заданной тобой траектории. Впервые за все месяцы учебы я поняла, что водить машину – это здорово! И он действительно давал материал нестандартно. Он объяснил мне устройство ДВС, коробки передач и тормоза. Я поняла, зачем я делаю все эти движения по нажиманию педалей и переключению скоростей. На дороге он давал много нюансов, которые сильно облегчают жизнь: куда надо смотреть, как сидеть, что контролировать.

С тех пор я точно знаю, что нет плохих учеников, а есть учителя, которые не могут их научить. И всегда ищу СВОЕГО учителя, если иду во что-то новое. Говорят, что когда ученик готов, учитель приходит. И это правда.

Подруга послушалась меня и начала искать. Через неделю, после первого занятия с другим инструктором, который позиционировал себя как инструктор-психолог и который очень ей понравился по телефонному разговору, я нашла от нее в скайпе сообщение: «Блин, а я и не знала, что машину можно водить с такой легкостью и радостью!» И далее следовало много танцующих смайликов. А это значит, что ключ найден и дальше будет результат.


20.11.2012 год.